| ДЕЛО | |
|---|---|
| Уникальный идентификатор дела | 50RS0046-01-2024-002379-72 |
| Дата поступления | 17.04.2024 |
| Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
| Судья | Майборода Ольга Михайловна |
| Дата рассмотрения | 16.05.2024 |
| Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
| Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
| ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства | ||
| Регистрация административного искового заявления | 17.04.2024 | 10:47 | 17.04.2024 | ||||||
| Передача материалов судье | 17.04.2024 | 18:13 | 17.04.2024 | ||||||
| Решение вопроса о принятии к производству | 18.04.2024 | 11:33 | Административное исковое заявление принято к производству | 19.04.2024 | |||||
| Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 18.04.2024 | 11:33 | 19.04.2024 | ||||||
| Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 18.04.2024 | 11:33 | 19.04.2024 | ||||||
| Судебное заседание | 16.05.2024 | 09:15 | 204 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 19.04.2024 | |||
| Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 16.05.2024 | 11:38 | 20.05.2024 | ||||||
| Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 20.05.2024 | 11:39 | 20.05.2024 | ||||||
| Дело оформлено | 24.06.2024 | 17:56 | 24.06.2024 | ||||||
| Дело передано в архив | 05.07.2024 | 16:04 | 05.07.2024 | ||||||
| СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация городского округа Ступино Московской области | 5045062359 | 504501001 | 1175022008248 | |||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Ступино Московской области | 5045066716 | 504501001 | 1215000035810 | |||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Министерство имущественных отношений Московской области | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Цыганкова Любовь Павловна | ||||||||
| ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Дата выдачи | Серия, номер бланка | Номер электронного ИД | Статус | Кому выдан / направлен | |||||
| 03.07.2024 | ФС № 043988544 | Выдан | Взыскатель | ||||||
Административное дело № 2а-1333/24
50RS0046-01-2023-004642-57
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ступино Московской области 16 мая 2024 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи: МАЙБОРОДА О.М.,
адвоката: БЕРЛАД Н.А.
При секретаре: СУХОМЛИНОВОЙ О.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Цыганковой ФИО8 к администрации городского округа Ступино Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Ступино Московской области, о признании отказа незаконным, об отмене решения и обязании рассмотреть заявление
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным иском к административным ответчикам в котором просит:
Признать незаконным решение Администрации городского округа Ступино Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Цыганковой ФИО8 в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
Обязать Администрацию городского округа Ступино Московской области и Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Ступино Московской области повторно рассмотреть заявление Цыганковой ФИО8 о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 600 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер: №, по адресу: <адрес>.
В обоснование своих требований ссылается на то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ, между Цыганковой ФИО8 и Администрацией городского округа Ступино Московской области был заключен Договор № аренды земельного участка с физическим лицом (далее - Договор аренды). Согласно п. 1.1. Договора аренды, Арендодатель обязуется предоставить Арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 50:33:0020315:763, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, а Арендатор обязуется принять Земельный участок по акту приема-передачи (является неотъемлемой частью настоящего договора).
В соответствии с п. 1.2. договора аренды, земельный участок предоставляется на основании постановления администрации городского округа Ступино Московской области №-П от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п.1.3, договора аренды, земельный участок предоставляется для ведения личного подсобного хозяйства.
Договор заключается на срок с 10.08.2018 г. по 09.08.2021 г. (п.2.1. договора аренды).
При всем при этом, она открыто пользуется земельным участком, ранее предоставленным ей по договору аренды, возвела на нем хозяйственную постройку общей - плошадью 6 кв.м, и зарегистрировала ее (постройку) в органах Росреестра, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности.
В январе 2024 г., она обратилась в Администрацию с заявлением предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду.
Решением Администрации от 05.03.2024 г. №150исх-И2-21/813 ей было отказано в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов».
Основанием для отказа в предоставлении в аренду земельного участка, явилось по мнению Администрации, нарушение требований земельного законодательства: предусмотренных ст. 39.16 и ст. 42 ЗК РФ, выраженных в неиспользовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением способом, а также отсутствие совокупности условий, предусмотренных п.п. 3 и 4 ст. 39.6 ЗК РФ.
Испрашиваемый земельный участок, который находится в аренде у нее имеет категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка соотносится к видам разрешенного использования, расположенной на нем хозяйственной постройки.
Поскольку спорный земельный участок используется ей в соответствии с его назначением, а также на земельном участке находятся строения, принадлежащие ей на праве собственности, то у нее имеется исключительное право на заключение договора аренды земельного участка.
Представитель административного ответчика с заявленными требованиями не согласна.
Административный ответчик КУИ администрации городского округа Ступино Московской области о слушании дела извещены, своих возражений суду не представили.
Заинтересованные лица своих возражений суду не представили.
Суд, выслушав мнение представителей административного истца, административного ответчика, проверив материалы дела, исследовав доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, их должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Исходя из положений ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статьёй 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободыи законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно ст.56 ЗК РФ,- права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: 1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; 2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; 3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; 4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законам
Статьей 11 ЗК РФ установлено, что Органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ предусмотрено, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках
В силу ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решения. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Полный перечень оснований, которые могут обусловить собой отказ в предоставлении участка без проведения торгов, зафиксирован в ст. 39.16 действующего Земельного кодекса РФ, в том числе по основаниям п. 19 - предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
В соответствии с ч.1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, указывается вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ, между Цыганковой ФИО8 и Администрацией городского округа Ступино Московской области был заключен Договор № аренды земельного участка с физическим лицом (далее - Договор аренды). Согласно п. 1.1. Договора аренды, Арендодатель обязуется предоставить Арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, а Арендатор обязуется принять Земельный участок по акту приема-передачи (является неотъемлемой частью настоящего договора).
В соответствии с п. 1.2. договора аренды, земельный участок предоставляется на основании постановления администрации городского округа Ступино Московской области №-П от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п.1.3, договора аренды, земельный участок предоставляется для ведения личного подсобного хозяйства.
Договор заключается на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п.2.1. договора аренды).
В судебном заседании установлено, что заявитель открыто пользуется земельным участком, ранее предоставленный ей по договору аренды, возвела на нем хозяйственную постройку общей - плошадью 6 кв.м, и зарегистрировала ее (постройку) в органах Росреестра, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности.
ДД.ММ.ГГГГ г., Цыганкова Л.Н. обратилась в Администрацию с заявлением предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду.
Решением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов».
Основанием для отказа в предоставлении в аренду земельного участка, явилось по мнению Администрации, нарушение требований земельного законодательства: предусмотренных ст. 39.16 и ст. 42 ЗК РФ, выраженных в неиспользовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением способом, а также отсутствие совокупности условий, предусмотренных п.п. 3 и 4 ст. 39.6 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или иным федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с п. 19 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
С учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением (ст. 42 ЗК РФ), возникновение исключительного права на приобретение земельного участка без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, урегулированы Федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона личное подсобное хозяйство - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (п. 1); личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (п. 2).
В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (п. 1); приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (п. 3).
Испрашиваемый земельный участок, который находится в аренде у заявителя имеет категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка соотносится к видам разрешенного использования, расположенной на нем хозяйственной постройки.
По мнению суда, административными ответчиками неверно применен Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов», утвержденный распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №, потому как отсутствуют законные основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, так как Администрация умышленно применяет нормы права, которые к рассматриваемым правоотношения неприменимы.
Поскольку спорный земельный участок заявительницей используется в соответствии с его назначением, а также на земельном участке находятся строения, принадлежащие ей на праве собственности, доказательств опровергающие доводы Цыганковой Л.П. административный ответчик суду не представил, то по мнению суда указанное решение нельзя признать законным и обоснованным.
Таким образом, доводы административных ответчиков, указанные в качестве причин отказа от ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем суд приходит к выводу о признании оспариваемого отказа незаконным и возложении на административного ответчика обязанности с учетом принципа разделения властей, повторного рассмотрения заявления административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175, 176, 177, 178-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Администрации городского округа Ступино Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Цыганковой ФИО8 в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов. в собственность за плату без проведения торгов»
Возложить обязанность на Администрацию городского округа Ступино Московской области и Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Ступино Московской области повторно рассмотреть в установленном действующим законодательством порядке заявление Цыганковой ФИО8 о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов. в собственность за плату без проведения торгов» в отношении земельного участка общей площадью 600 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер: №, по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ступинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2024 года.
Федеральный судья: О.М.Майборода



